Мозжечковая стимуляция – комплекс реабилитационных методик, в задачу которых входит стимуляция глубинных структур головного мозга (ствола и мозжечка) для помощи в речевом, интеллектуальном и физическом развитии.
До 1990-х годов в медицинской среде было принято считать, что функция мозжечка является чисто моторной:
В дальнейшем был описан синдром когнитивно-аффективный синдром мозжечка, при повреждении которого у пациента выявлялись не только нарушения координации движений, но и речевого навыка, поведения и способности концентрировать внимание. Данный факт в очередной раз доказывает ту существенную роль, которую играет мозжечок в жизнедеятельности человека.
Мозжечок – является быстродействующим механизмом, оперативно перерабатывающим проходящую через него информацию. Анализирую эти данные, он принимает решение о положении тела в пространстве, и если это происходит «медленно», то положение тела не успевает за меняющейся обстановкой – например, за необходимостью подниматься по лестнице. Таким образом, скорость и качество его работы влияет на работоспособность всей центральной нервной системы в целом.
Иногда может казаться, что неуклюжая походка, проблемы с равновесием и координации движений — это индивидуальная особенность ребенка, а не неврологическое нарушение. Для специалиста эта «индивидуальность» может служить поводом для подозрений нарушения работы ствола мозга и мозжечка. Подобные симптомы часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм, синдром Аспергера), нарушениями поведения и внимания, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В основе метода лежит специальная система тренировок на тренажере «балансировочная доска Бильгоу (BELQAU)». Несмотря на кажущуюся простоту оборудования, в основе его создания лежит многолетний опыт работы целой группы реабилитологов. Занятия схоже с лечебной физкультурой. Ребенок выполняет задания инструктора, стоя на доске. В зависимости от способностей ребенка ему даются разные задания: например, перебрасывать мяч, сбивать предметы в определенной последовательности, отбивать подвешенный мячик указанным участком биты и т.д. При этом от ребенка могут требовать называть животных, считать или называть буквы алфавита. Занятия по мозжечковой стимуляции проводит инструктор ЛФК, нейропсихолог, логопед и дефектолог.
Все задания направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
В ходе освоения программы специалист пытается добиться развития навыков балансирования, адекватного восприятия схемы тела, повышения концентрации внимания и развития общей моторики. Занятия способствуют эффективному развитию речевых навыков. За счет регуляции аффективного компонента, наблюдается улучшение психоэмоционального состояния ребенка. Касательно физического компонента, у ребенка прогрессируют физические данные и существенно улучшается координация движений.
Руководителем клиники является Батырева Лариса Владимировна – детский врач-психиатр, которая считается одним из ведущих специалистов в Республике и прилегающих регионах, что обусловлено не только 30-летним опытом работы, но и ее уникальным образованием – детская неврология и психиатрия. Как правило, представители данных профессий рассматривают своих маленьких пациентов только в контексте неврологии или психиатрии.
Лариса Владимировна имеет навык мультидисциплинарного подхода к заболеваниям психо-неврологического спектра, что способствует эффективному лечению, ранней диагностики тяжелых патологий и профилактике возможных осложнений. К сожалению, в рамках государственного поликлинического приема не всегда удается уделить должное внимание пациенту, в нашем медицинском центре детский психиатр имеет возможность уделить пациентам все полагающиеся 40-60 минут приема.